Ильф Илья & Петров Евгений - Разговоры За Чайным Столом
Илья Ильф и Евгений Петров
Разговоры за чайным столом
В рассказе речь идет о педогогических извращениях в практике школьного
преподавания. Он является откликом Ильфа и Петрова на постановления СНК СССР и
ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года "О структуре начальной и средней школы в СССР",
"О преподавании гражданской истории в школах СССР" и "О преподавании географии
в начальной и средней школе СССР". В постановлениях говорилось о введении
общего типа образовательной школы для всего Советского Союза: начальной,
неполной средней и средней Группы переименовывались в классы, нулевая группа -
в приготовительный класс Критиковалось преподавание в школах за то, что
"связное изложение гражданской истории" подменяется "отвлеченными
социологическими схемами", а "преподавание географии.. страдает существенными
недостатками, крупнейшими из которых являются отвлеченность и сухость
изложения, недостаточность физико-географического материала, слабая
ориентировка по карте, перегрузка преподавания и учебников по географии
статистико-экономическим материалом и общими схемами, вследствие чего учащиеся
выходят из школы, не обладая зачастую элементарными географическими
познаниями".
В семье было три человека - папа, мама и сын. Папа был старый большевик,
мама - старая домашняя хозяйка, а сын был старый пионер со стриженой головой и
двенадцатилетним жизненным опытом.
Казалось бы, все хорошо.
И тем не менее ежедневно за утренним чаем происходили семейные ссоры.
Разговор обычно начинал папа.
- Ну, что у вас нового в классе? - спрашивал он.
- Не в классе, а в группе, - отвечал сын. - Сколько раз я тебе говорил,
папа, что класс - это реакционно-феодальное понятие.
- Хорошо, хорошо. Пусть группа. Что же учили в группе?
- Не учили, а прорабатывали. Пора бы, кажется, знать.
- Ладно, что же прорабатывали?
- Мы прорабатывали вопросы влияния лассальянства на зарождение реформизма.
- Вот как! Лассальянство? А задачи решали?
- Решали.
- Вот это молодцы! Какие же вы решали задачи? Небось трудные?
- Да нет, не очень. Задачи материалистической философии в свете задач,
поставленных второй сессией Комакадемии совместно с пленумом общества
аграрников-марксистов.
Папа отодвинул чай, протер очки полой пиджака и внимательно посмотрел на
сына. Да нет, с виду как будто ничего. Мальчик как мальчик.
- Ну, а по русскому языку что сейчас уч... то есть прорабатываете?
- Последний раз коллективно зачитывали поэму "Звонче голос за конский
волос".
- Про лошадку? - с надеждой спросил папа. - "Что ты ржешь, мой конь
ретивый, что ты шейку опустил?"
- Про конский волос, - сухо повторил сын. - Неужели не слышал?
Гей, ребята, все в поля
Для охоты на
Коня!
Лейся, песня, взвейся, голос.
Рвите ценный конский волос!
- Первый раз слышу такую... м-м-м... странную поэму, - сказал папа. - Кто
это написал?
- Аркадий Паровой.
- Вероятно, мальчик? Из вашей группы?
- Какой там мальчик!.. Стыдно тебе, папа. А еще старый большевик... не
знаешь Парового! Это знаменитый поэт. Мы недавно даже сочинение писали -
"Влияние творчества Парового на западную литературу".
- А тебе не кажется, - осторожно спросил папа, - что в творчестве этого
товарища Парового как-то мало поэтического чувства?
- Почему мало? Достаточно ясно выпячены вопросы сбора ненужного коню
волоса для использования его в матрацной промышленности.
- Ненужного?
- Абсолютно ненужного.
- А конские уши вы не предполагаете собирать? - закричал папа дребезжащим
голосом.
- Кушайте, кушайте, - примири