ef525785     

Ингер А Г - Оливер Голдсмит



А.Ингер
Оливер Голдсмит
(1728-1774)
Если бы английским литераторам, современникам Оливера Голдсмита, дано
было узнать, что 250-летие со дня рождения их незадачливого собрата по перу
будет отмечено в далекой России выходом книги его сочинений, они бы, без
сомнения, немало тому подивились. Ведь настоящее признание пришло к нему, в
сущности, только после его безвременной кончины; лишь тогда современники
стали сознавать, каким глубоким, тонким, изящным и удивительно
разносторонним талантом он обладал и сколь многим обязана ему английская
литература.
В латинской эпитафии, которую сочинил глава английского литературного
Олимпа, выдающийся лексикограф и критик доктор Сэмюел Джонсон, среди прочего
говорилось, что Голдсмит "...вряд ли оставил какой-либо род литературы
незатронутым и украшал все, что затрагивал". Слова эти в высшей степени
справедливы. Голдсмит и в самом деле обнаружил едва ли не одинаковую
одаренность в драме, лирике, эпосе и журналистике.
Он оставил прекрасные образцы чрезвычайно популярного в ту пору жанра
короткого журнального очерка - эссе, хотя обращался к нему только в начале
своего творческого пути. Именно в этом не скованном никакими правилами
жанре, в котором так свободно проявляются индивидуальные склонности и вкусы
автора, а мысли поясняются примерами из жизни, истории и литературы и где
так необходима краткость, невымученность и афористическая отточенность
языка, сложился стиль прозы Голдсмита, гибкой и артистичной. Из 123-х таких
очерков составилась его первая значительная книга - "Гражданин мира, или
Письма китайца" (1762), замысел которой сродни "Персидским письмам"
Монтескье.
В конце жизни он попробовал свои силы в комедии и успел написать лишь
две пьесы, но одна из них - "Ночь ошибок" - по справедливости считается
наряду со "Школой злословия" Шеридана лучшей английской комедией XVIII века.
Его поэтическое наследие очень невелико (благодаря этой книге советские
читатели впервые получают возможность так полно с ним познакомиться), но
поэма "Покинутая деревня" была вскоре причислена к классике, а без некоторых
его стихотворений до сих пор не обходятся антологии и хрестоматии английской
поэзии. Наконец, он написал только один роман, но это - "Векфилдский
священник". А ведь, кроме того, его перу принадлежат биографии, исторические
труды, рецензии и обзоры литературных новинок и многое другое.
Доктор Джонсон заметил как-то, что это было "растение, которое слишком
поздно расцвело". Однако подобное случалось и с другими, но о Голдсмите
нельзя сказать избитой, но столь необходимой художнику фразы: однажды утром
он проснулся знаменитым. После публикации поэмы "Путник" (1764) к нему
пришла известность, многие находили его талантливым, и произведения его
перепечатывались, и притом не однажды, но тот же "Векфилдский священник"
четыре года пролежал у издателя, прежде чем тот отважился его напечатать, а
"Ночь ошибок" почиталась некоторыми литераторами чересчур низменной и
вульгарной. Мнение этих людей выразил без обиняков Орас Уолпол, объявивший,
что муза Голдсмита, по-видимому, "притащилась с Саутверкского рынка и
извозила свой подол в грязи до самых колен".
Но если пренебрежительное и даже презрительное отношение аристократа
Уолпола вполне понятно, то куда труднее понять, как тот же Джонсон мог
считать, что у Голдсмита не было определенных установившихся суждений ни об
одном предмете и что "когда он не держал в руке пера, то не было на свете
человека глупее его, а когда он