Иоанн Митрополит - Нераскаянное Преступление
Митрополит ИОАНН
НЕРАСКАЯННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Ответ митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
Иоанна на письмо В.Польского
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ тема "русско-еврейских отношений" прочно
закрепилась на страницах печати. Одни рассматривают ее как проявление
"зоологического русского антисемитизма", другие - в тесной связи с
"мировым жидо-масонским заговором". И этому не надо удивляться.
Разброс мнений и ожесточенность полемики ясно свидетельствуют о
болезненности и важности темы, о ее безусловной злободневности. А это
значит, что обсуждение затронутых проблем необходимо продолжить, по
возможности отсекая эмоциональные крайности и постепенно выводя
дискуссию из трясины взаимных обвинений в русло серьезных исторических,
богословских и культурологических исследований.
Исходя именно из таких побуждений, я согласился ответить на
письмо г-на Польского, любезно переданное мне редакцией "Советской
России".
Однако, прежде чем приступить к рассмотрению поднятых в нем
вопросов по существу, необходимо исправить некоторые фактические
неточности и ошибки, допущенные автором. Итак:
Во-первых, "каста левитов - богатых священников" существует
исключительно в воображении г-на Польского. Левиты - это не каста, а
потомки Левия, сына Иакова, одного из ветхозаветных патриархов. Из
рода левитов происходили Моисей и Аарон, чьи сородичи получили особые
права на священство. Не вдаваясь в подробности ветхозаветного
богослужения, отметим, тем не менее, что на подавляющем большинстве
левитов лежали низшие обязанности культа, и попытка зачислить их всех
чохом в "богатые священники", чтобы подтвердить наличие "классовых
антагонизмов" в древнем Израиле, не имеет ничего общего с исторической
истиной.
Во-вторых, попытка представить проповеди Христа "идеями
первобытного коммунизма" заставляет думать, что автор отказывает
читателям даже в самом поверхностном знании как Христовых
проповедей, так и коммунистических идей. И уж тем более предполагает
их полное неведение относительно того, что коммунисты в 20-30-х годах
нашего столетия тысячами расстреливали, вешали и топили
православных священников как раз за их верность Христову учению. Если
же потом, спустя несколько десятилетий, вожди большевизма
обнаружили, что христианские основы русского самосознания все еще
живы, и попытались приспособить их для собственных нужд, оскопив и
втиснув в "Моральный кодекс строителя коммунизма", то это говорит
лишь о том, что все усилия богоборцев "искоренить религию" оказались
напрасными, и они вынуждены были пойти на компромисс с ненавистной
"поповщиной".
В-третьих, "еврейские общины были разбросаны по всему Ближнему
Востоку" вовсе не "после разгрома Иудеи римскими легионами в 1 веке н.э.",
как это утверждает г-н Польский. Сие событие произошло семью
столетиями раньше, после того, как в 606 году до Рождества Христова
Иудейское Царство было разгромлено вавилонским царем Навуходоносором.
Начало же процессу положил еще на сто лет раньше ассирийский владыка
Салмансар, завоевавший в 722 г. до Рождества Христова Царство
Израильское. О точных датах этих событий среди историков до сих пор
нет общего согласия, но то, что еврейская диаспора возникла задолго до
прихода римских легионеров в Палестину, не подлежит никакому
сомнению.
В-четвертых, утверждение, будто бы "Иисус... подчеркивал
самоотверженную поддержку учения многочисленными иудейскими
сектами ессеев", рождает подозрение, что автору ни разу в жизни не
довелось прочесть Новый Завет. Иначе бы