Иоанн Митрополит - Творцы Катаклизмов (Отыдите От Мене, Делающие Беззаконие)
Митрополит ИОАНН
ТВОРЦЫ КАТАКЛИЗМОВ
ОТЫДИТЕ ОТ МЕНЕ, ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ
ЖИЗНЬ ВСЯКОГО НАРОДА, всякого человеческого сообщества зиждется на
единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и
религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная,
общественная и государственная в равной степени зависят от того, что
признается людьми допустимым, а что нет, что почитается за благо, а что -
за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии и какова его высшая,
вечная, непреходящая цель.
На протяжении всей истории человечества именно религия являлась тем
нравственно-организующим, скрепляющим началом, которое объединяло народы
вокруг идеалов, придавало крепость национальным государствам и единообразие
национальному характеру. Различия в быте, психологии, семейном укладе и
исторической судьбе народов и стран коренятся прежде всего в области
религиозной, духовной.
Понятно, что столкновения противоречивых, порой взаимоисключающих
религиозных вероучений, содержащих "разноименный" духовный заряд, не могли
обойтись без потрясений. Подавляющее большинство войн имело в истории
характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как,
например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то
вспыхивая вновь, на протяжении многих веков.
Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по
масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной
войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом
против Церкви Христовой. Духовные начала двух сторон совершенно
противоположны и непримиримы. Дело в том, что современный иудаизм не имеет,
в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания.
С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего,
Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно
им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, -
с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство.
Отсюда - все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками
сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь,
равно в области духовной и государственной.
Рассуждая о русской истории, говоря о причинах помрачения религиозного
самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую
государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно
назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и
лукавства - с искренним желанием понять...
Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема
духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений.
Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В
сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов)
занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его
из среды иных народов - безо всякого различия. Смешение понятий религиозных
и национальных частично имеет свое оправдание в том, что именно религия
определяет национальный характер народа в целом, однако ставить здесь знак
равенства было бы опрометчиво.
Это, кстати, хорошо понимали в дореволюционной России.
Следствием подобного понимания и явился тот факт, что Император
Всероссийский не разделял своих подданных по национальной принадлежности. У
него не было подданных татар, якутов или лезгинов - нет! Были подданные
православного, мусульманск